Колёса.ру продолжают следить за тем, что происходит с активами бывшего шведского автопроизводителя Saab, выкупленными в 2012 году компанией National Electric Vehicle Sweden (NEVS). Компания эта зарегистрирована в Швеции, но на 100% принадлежит китайцам: в начале этого года её основным собственником (51%) стал девелоперский холдинг Evergrande Group, захотевший диверсифицировать бизнес в связи с ужесточением правил финансирования жилищного строительства в Китае. Руководству Evergrande Group показалось, что электромобили – это очень перспективная тема, и её было решено освоить нахрапом. Холдинг принялся скупать профильные активы и стартапы, став для начала инвестором американской компании Faraday Future, но сотрудничество обернулось скандалом, так как выяснилось, что китайцы хотят довести Faraday Future до банкротства и купить целиком по дешёвке вместе со всеми наработками. За стартап вступилось американское правительство и защитило его от поглощения.

После этого Evergrande переключился на компанию NEVS и стал формировать вокруг неё целый электромобильный конгломерат: в течение этого года холдинг купил китайского поставщика литий-ионных батарей CENAT New Energy и две компании, занимающиеся разработкой электрических мотор-колёс – британскую Protean Electric и голландскую e-Traction. В начале года было объявлено о создании СП между NEVS и Koenigsegg с целью разработки неких новых моделей электромобилей. А на прошлой неделе издание Automotive News сообщило, что Evergrande купил права на модульную электромобильную платформу, которую в течение трёх с половиной лет разрабатывали германские поставщик комплектующих Benteler и инжиниринговая компания FEV (та самая, что проектирует двигатели для нового УАЗа).

NEVS 9-3NEVS 9-3

В начале июля с отставанием от графика на два года в китайском Тяньцзине наконец-то было запущено производство электрических седанов NEVS 9-3, внешне идентичных шведским Saab 9-3 (право использовать марку Saab компания NEVS окончательно утратила в 2016 году). Текущая мощность завода составляет 50 тысяч в год, перспективная – 220 тысяч машин в год, при этом NEVS ранее заявляла о намерении запустить в Шанхае ещё один завод мощностью 200 тысяч машин в год, а Evergrande в июне застолбил площадки для строительства двух электромобильных заводов – одну в Шэньяне, вторую в Гуанчжоу. Что до исторической фабрики в шведском Тролльхеттане, то она займётся контрактной сборкой недорогих электрических компактвэнов Sion немецкого стартапа Sono Motors GmbH.

Девелоперский бизнес Evergrande тоже не бросает и растущие расходы привели к образованию у холдинга огромного долга в 113,7 млрд долларов, о чём рассказал Bloomberg. 53 млрд из этой суммы нужно выплатить в ближайшие 10 месяцев, 75% суммы – в течение двух лет. Как Evergrande собирается это делать, непонятно. Понятно, что долг попытаются рефинансировать, но сумма слишком велика, доверие финансовых институтов к Evergrande падает вместе со стоимостью его акций (-40% за последние полгода).

Надежд на скорую прибыль из электромобильного бизнеса нет вообще – это долгосрочные инвестиции в высококонкурентный рынок с неясными перспективами. Судя по всему, у Evergrande пока нет чёткого понимания, что, как и когда они будут производить, и единственная «живая» машина, которая сейчас есть – это электрифицированный старенький Saab. На фоне последних разработок конкурентов из того же Китая NEVS 9-3 выглядит откровенно слабо, а прочие новинки находятся в зачаточном состоянии. С таким раскладом рассчитывать на мировое лидерстве с области производства электромобилей несколько опрометчиво, и скепсис инвесторов в отношении Evergrande Group вполне закономерен. В общем, есть высокая вероятность, что скоро у бывшего Saab скоро появится новый владелец, либо ему, наконец, дадут спокойно умереть.

https://www.kolesa.ru/news/plokhaya-karma-pereimenovannyy-saab-zhiv-no-on-snova-stal-problemoy